mathclimber: (south park - rammstein)
[personal profile] mathclimber
из моих любимых:

1. Бросаем случайным образом 4 точки на сферу. Какова вероятность, что центр сферы попадёт внутрь тетраэдра с вершинами в этих точках?

2. На плоскости нарисована клякса площадью меньше единицы. Доказать, что её можно сдвинуть так, что она не будет закрывать ни одну точку с целыми координатами.

3. В стране Анчурии проходит математический конгресс, в котором принимают участие 100 математиков. За несколько дней до окончания конгресса в оной стране происходит переворот и военная хунта захватывает власть. Глава хунты, полковник Фидель Аугусто Чавес, приказывает всех математиков арестовать. Но полковник, в сущности, добрейшей души человек. Вот он приходит в тюрьму к математикам, и говорит такую речь:
"Мы тут, разумеется, решили вас всех расстрелять. Но я хочу дать вам шанс. В соседней комнате лежит 100 карточек. На одной стороне у них числа от 1 до 100, а на обратной - ваши имена. Вы будете по одному заходить в комнату, где карточки будут лежать числами вверх. Каждый может перевернуть 95 карточек. Если каждый из вас, переворачивая карточки, найдет свое собственное имя - тогда всех прикажу отпустить. А вот если хоть один не найдет - тогда уж всех расстреляют..."
Оцените шансы того, что для математиков все кончится хорошо.

Поясню условие последней задачи: на каждой карточке только одно имя и только одно число, числа и имена не повторяются. Каждый проходит через комнату с карточками один и только один раз. Перед началом процесса математики могут между собой договориться о чем угодно, но тот, кто уже прошел через комнату, не может передать никакой информации остальным (и, перед тем как зайдет следующий, карточки переворачивают обратно числами вверх). Естественно, карточки непрозрачны, и на них ничего рисовать нельзя. Менять их расположение тоже смысла нет - все равно к приходу следующего все перемешают.


Все можно решить в уме, даже первую, хоть она и была типа самой сложной задачей на какой-то международной олимпиаде. В третьей главное стратегию придумать, и сразу станет ясно, что шансы не так плохи, как кажется.


Это я прочитал http://avva.livejournal.com/2672659.html, и тоже решил поделиться :)

Date: 2013-09-14 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] --cara--.livejournal.com
А отвееетыыыы???)

Date: 2013-09-14 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
А что ответы?.. Пиши их сюда :)

Date: 2013-09-14 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] --cara--.livejournal.com
Я?! Заплывший мозгом работник бюрократического труда, привыкший раздавать задачи гораздо более талантливым людям? Насмешка над сочетанием "механико-математический" в аттестате? Да меня проще пристрелить, чем дождаться решения... Но любопытство грызет. Напишешь чуть позже?

Date: 2013-09-14 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Любопытство - это самое главное в нашей профессии. Ответы напишу. Но потом. :)

Date: 2013-09-14 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] butbka.livejournal.com
Во второй формулировка более сильная: клякса может состоять из произвольного числа "подклякс". Суммарная площадь меньше единицы.

Date: 2013-09-14 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Ну это да. Брызги от кляксы включаются в понятие кляксы :))

На самом деле, там может быть любое измеримое множество с мерой < 1, но зачем людей пугать?..

Date: 2013-09-14 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
Вторая простая.
Ниже решение.


Я попробовал написать белым по белому. Видно? ;)
Edited Date: 2013-09-14 04:26 pm (UTC)

Date: 2013-09-15 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Тут не совсем понятно, что имеется в виду. Пусть мы нашли x,y такие, что клякса не покрывает (а+х,b+y). Почему при сдвиге на (x,y) клякса не покроет ни одной целой точки?

Date: 2013-09-16 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
очевидно сдвиг кляксы на (-х, -у). Чтобы дырка (а+х,b+y) попала на (a, b). Разве не так?

Date: 2013-09-16 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Ну да, понятно, что (a, b) не будет покрыта. Но почему не будут покрыты и все остальные целые точки?

Date: 2013-09-16 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
Действительно. Тогда продолжим:
Если после первого сдвига кляксы оказалась покрыта другая целая точка, то сдвиг (-x1, -y1) не годится. Найдем новый сдвиг.
Построим суммарный сдвиг (-x1-x2, -y1-y2) и возьмем от него целую часть по каждой координате.
И так далее. Хоть до бесконечности.
Получим _счетное_ множество "не годящихся" сдвигов (т.к. множество точек с целыми координатами счетное). А в квадрате (-0.5,+0.5)х(-0.5,+0.5) континуум точек. Значит, какая-то из них не является "не годящейся".
Так годится?

Date: 2013-09-16 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Думаю, что нет. Почему множество "не годящихся" сдвигов счётно? Вроде как, вполне очевидно, что оно континуально (возьмём какой-нибудь сдвиг, который всё еще покрывает (a, b), тогда его малые возмущения тоже будут покрывать (a, b))?..

Кроме того, при таком подходе, непонятно почему следующая итерация не может "испортить" то, чего мы добились на предыдущих этапах.

Date: 2013-09-17 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] plinioseviltwin.livejournal.com
Бросим целочисленную сетку на кляксу произвольно, она разрежет кляксу на несколько кусков. Дальше сделаем целочисленные параллельные переносы кусков кляксы так, чтобы все куски попали в один единичный квадрат. Площадь получившийся кляксы-штрих могла только уменьшиться, следовательно, она покрывает не весь квадрат. Сдвинем целочисленную решетку так, чтобы ее узлы не попадали в кляксу-штрих. Тогда по построению ее узлы не будут попадать и в исходную кляксу.
Edited Date: 2013-09-17 10:07 am (UTC)

Date: 2013-09-17 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Правильно!

Date: 2013-09-14 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
В третьей: у полковника есть паспорта математиков? Что такое "имя", это только имя, или имя и фамилия (aka уникальный id)?

Date: 2013-09-14 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Имя - это имя и фамилия (т.е., у всех имя разное).

Что написано молоком на полях - я сейчас не вижу (смартфон не показывает). Завтра посмотрю.
Edited Date: 2013-09-14 08:13 pm (UTC)

Date: 2013-09-14 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
Тут возможное решение третьей задачи, записанное молоком на полях :)

Вот.
Edited Date: 2013-09-14 07:36 pm (UTC)

Date: 2013-09-15 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Нет, так дело не пойдёт.

Во-первых, военные конфисковали их паспорта, и знают, кого как зовут. Во-вторых, даже если бы и не знали, оцените вероятность того, что хоть один не найдёт карточку с нужным номером. В третьих, чем это вообще отличается от "наивно-честной" стратегии (искать самого себя)?

Date: 2013-09-16 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
ОК, не пойдет.
Отличается тем, что номера карточек всегда видны, а имена - нет.

Date: 2013-09-16 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
А, понял. Но нет, у военных их паспорта, там фотографии... :)

Date: 2013-09-14 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
Насчет первой задачи, снова молоком, чтоб случайно в глаза не бросалось :)

Вот. На Ваши задачки никакой шоколадки не хватит!

Date: 2013-09-15 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Это правильно!

Только можно эту задачу решить вообще без всяких интегралов, матожиданий, и прочего. :)

Date: 2013-09-14 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] falcao.livejournal.com
А задачу про 10 монет Вы знаете? Есть 10 точек на плоскости; надо доказать, что их можно накрыть десятью одинаковыми монетами. Идея доказательства там в чём-то напоминает идею из задачи с кляксой, но слегка посложнее.

Date: 2013-09-15 02:04 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
В смысле, имеется в виду, что монеты не должны перекрываться? Значит, теперь знаю :)

Сейчас подумаю. Насколько это возможно после хеви-металлического концерта и пива :)

Date: 2013-09-15 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] falcao.livejournal.com
Да, конечно: если разрешить монетам перекрываться, то задача становится тривиальной для любого n.

Можно ещё найти пример такого n, для которого задача с n точками и n монетами имеет отрицательное решение.

Эту задачу придумал какой-то японский дизайнер в 2008 году :)
(deleted comment)

Date: 2013-09-16 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] summer_month.livejournal.com
Нифига не хочет молоком писать :(.

Date: 2013-09-16 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Сейчас протестирую насчёт закрасить белым


текст



Вроде, работает?..
Edited Date: 2013-09-16 12:13 pm (UTC)

Date: 2013-09-16 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] summer_month.livejournal.com
Угу, так работает :). Тогда по новой.

Люблю такие задачки. Но чувствуется, что "давно не брал я в руки шашки" :).
Про первую задачку так и хочется дать стандартный ответ: 1/2 либо попадет, либо не попадет ;).
Но после подсказки, что можно решить без интегралов появилась идея подобной же сложности:

Бросаем случайным образом на сферу для начала 3 точки, пусть будут а, б и с и проецируем их через центр о на противоположную сторону сферы: а", б" и с". Если рассмотреть точки а, б, о, а" и б", то очевидно, что они лежат на плоскости большого круга точно также как группы точкек б, с, б", с" и с, а, с", а". Таким образом получили сферический треугольник а"б"с". Для того, чтобы центр сферы оказался внутри тетраэдра абсд необходимо и достаточно, чтобы вершина д лежала внутри сферического треугольника а"б"с". Три больших круга делят сферу на восемь сферических треугольников, значит вероятность того, что точка д попадет в один такой конкретный сферический треугольник - 1/8.

Про кляксу тоже без формул?
Edited Date: 2013-09-16 12:47 pm (UTC)

Date: 2013-09-16 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] yudaev.livejournal.com
Почему 1/8? ОК, треугольников 8 штук. Но если треугольник ABC маленький, то и треугольник А"В"С" тоже маленький. И в этом случае вероятность значительно меньше 1/8.
ИМХО, в этом решении не хватает фразы о случайном равномерном выборе одного из восьми треугольников.


Наверно так?

Date: 2013-09-16 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Да, треугольники не независимы, но это нам нисколько не мешает. Дело в том, что все события типа {d∈a'bc} (где d - четвёртая точка, а штрихи расставлены или не расставлены произвольно) равновероятны в силу симметрии. А их 8 штук, и их пересечения имеют вероятность 0. Вот и получается 1/8.

Date: 2013-09-16 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Блестяще! Это именно оно!

Я до такого решения додумался далеко не сразу, сначала пришло в голову что-то через формулу полного мат.ожидания, и формулу для площади сферического треугольника (которая сумма углов минус π).

Date: 2013-09-16 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] summer_month.livejournal.com
Это уже недостатки слишком высокого уровня образованности ;). Я вот не знаю как енто все считать, поэтому и мысли такие мне в голову не пришли :).

Date: 2013-09-16 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Это да, бывает такое. Я вот как раз недавно решил одну задачку простым и топорным способом, которую корифеи не могли решить высокими теориями. А я теорий тех не знал, ну и ...

Date: 2013-09-16 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Угу, про кляксу совсем без формул. И про математиков - тоже.

Я третью задачу как-то раз в конце семестра дал своей группе по верояти, с наказом "решите - контрольная будет лёгкая, не решите - будет всем цугундер". И ведь решили! "Жить захочешь - еще не так раскорячишься" (с)

Date: 2013-09-17 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] plinioseviltwin.livejournal.com
3 - 357227599/376437600?

Date: 2013-09-17 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Примерно похоже. Но тут главное не ответ, а стратегия. Впрочем, судя по ответу, она у Вас правильная :)

Date: 2013-09-17 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] plinioseviltwin.livejournal.com
Есть довольно известный карточный фокус, который основан на той же стратегии :)

Date: 2013-09-17 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Да, думаю что я знаю, какой фокус имеется в виду :)

Date: 2013-09-19 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] papa-lyosha.livejournal.com
Удивительно, что даже если математикам разрешать переворачивать только 50 карточек, то остается удивительно большой шанс спастись (30%).
А что за фокус?

Date: 2013-09-19 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Я поменял 50 на 95 потому что
а) математиков жалко;
б) когда можно открывать 95, с вероятностью 0,91 уже самый первый математик выйдет из комнаты будучи абсолютно уверенным, что спасутся все!

Фокус, я думаю, такой. Фокусник предлагает группе человек из 10 вытащить по одной карте из колоды, и запомнить её. (Или, скажем, записать имя какого-нибудь знаменитого человека на бумажке, не суть важно.) Затем эти карты кладутся на стол рядом с фокусником, рубашкой вверх. Фокусник говорит, что сейчас эти карты назовёт, одну за другой. Вот он водит рукой над первой картой, говорит "дама пик!", переворачивает карту, не показывая её зрителям, ругается, говорит, что звёзды не так сошлись, и угадать не удалось. Зато все остальные карты он "угадывает" верно. Просто называя предыдущую открытую им карту :)

Date: 2013-09-23 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] plinioseviltwin.livejournal.com
Тоже в тему, но я имел в виду другой.

Ведущий перед зрителем раскладывает веером колоду, рубашкой вверх. Просит зрителя показать, например, десятку пик (карты произвольные и каждый раз разные). Зритель показывает на карту пальцем, ведущий забирает ее себе в руку. Затем ведущий просит показать еще какую-нибудь карту, например, семерку треф, зритель показывает, ведущий забирает в руку. Дальше ведущий говорит "Ну а короля червей я покажу сам" и забирает в руку еще одну карту. Затем ведущий вскрывает руку, и там оказывается правильный набор.

Как ему это удалось? Перед тем, как разложить колоду, во время перемешивания, ведущий запоминает одну из карт (десятка пик) и ее местоположение. Проще всего подсмотреть самую нижнюю карту, но при определенной ловкости можно запомнить и карту из середины колоды. А дальше понятно.

Разница в том, что тут цикл действительно замыкается, нету такого, что "звезды не так сошлись". Думаю, что Ваш фокус я бы раскусил сразу, о вот описанный выше, когда мне его показывали, я сразу не раскусил :)

Date: 2013-09-23 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Забавный фокус! Но моя жена его сразу раскусила :)

Date: 2013-09-29 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] netot42.livejournal.com
существует "неприятная" возможность того, что игрок случайно попадет на подсмотренную карту - она тем меньше, чем больше карт на столе - для ее минимизации выложим полную колоду - а тут уже можно и не подсматривать :)))

Date: 2013-09-29 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Если он случайно попадёт на эту карту - то тогда фокус закончен, к всеобщему удивлению и удовольствию :)

Date: 2013-09-19 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Вот стратегия для третьей задачи:

Все математики должны пронумероваться, и каждый перед заходом в комнату берёт с собой список соответствия номеров и имен. Дальше, первым делом надо открыть карточку, с номером, соответствующим собственному имени в списке (составленном самими математиками). Взяв первую карточку, обнаружим с другой стороны одно из имен и, подсмотрев в свой список соответствия, берём следующим именно то число, которое соответствует открывшемуся имени. И так далее, по цепочке. Пока цикл не замкнётся; но в момент, когда он замкнётся, математик откроет карточку с собственным именем!

Нетрудно видеть, что вероятность успеха получается 1 - 1/100 - 1/99 - 1/98 - 1/97 - 1/96 (т.е. вероятность, что случайная перестановка не имеет циклов длины 100, 99, 98, 97, 96). В общем, неплохие у них шансы :)

Date: 2014-12-08 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] plinioseviltwin.livejournal.com
Кстати, по этой задаче сделали видео: http://www.youtube.com/watch?v=eivGlBKlK6M

Date: 2014-12-08 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Круто! Спасибо за ссылочку!

Profile

mathclimber: (Default)
mathclimber

January 2023

S M T W T F S
1234567
891011121314
1516171819 2021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 6th, 2026 10:09 am
Powered by Dreamwidth Studios